Об установке зарядных станций для электромобилей и применяемых тарифах на электроэнергию

Сегодня по всему миру набирают популярность электромобили, составляя серьёзную конкуренцию транспорту, работающему на бензине или дизельном топливе, энергию, полученную от экологически чистых возобновляемых источников, называют энергией будущего. Для обеспечения повсеместного перехода на электротранспорт необходимо быстрое развитие инфраструктуры для его подзарядки.

На сегодняшний момент в Беларуси насчитывается 280 публичных зарядных станций (порядка 40 типа DC и 240 типа AC). К концу 2020 года общее количество мест, где можно будет осуществлять ускоренную зарядку электромобилей, оснащённых зарядными станциями различной мощности, планируется довести до 480. Большая часть зарядных станций представлена национальной сетью Malanka, оператором которой выступает ПО «Белоруснефть».

Распространение электротранспорта и стимулирование создания зарядной и сервисной инфраструктуры в Беларуси поддерживается со стороны государства. Это проявляется в освобождении от уплаты государственной пошлины за разрешение на допуск электромобилей к участию в дорожном движении, налога на добавленную стоимость при ввозе в Беларусь зарядных устройств, не производимых на территории страны, и прочих мерах, предусмотренных Указом Президента Республики Беларусь от 12.03.2020 №92 «О стимулировании использования электромобилей». Также в правительстве рассматриваются законопроекты касательно обнуления ставок ввозных пошлин на личный электротранспорт, в том числе с пробегом, льготного кредитования на его приобретение, организации бесплатных парковок и т.д.

Для установки и функционирования электрозарядных станций для электромобилей необходимо их оформление в установленном законодательством порядке. Подключение и присоединение электроустановок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан к электрическим сетям и порядок заключения договора электроснабжения определяются Правилами электроснабжения, утверждёнными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2011 №1394 (в ред. от 11.09.2019 №609).

Для присоединения зарядной станции (зарядного оборудования) для зарядки электромобиля заинтересованному лицу необходимо:

1) обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган по месту планируемой установки зарядной станции для получения технических условий на присоединение, выданных энергоснабжающей организацией или владельцем электрических сетей с последующим согласованием энергоснабжающей организацией;

2) обеспечить разработку в установленном законодательством порядке проектной документации на установку зарядных станций согласно выданным техническим условиям и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов;

3) обеспечить выполнение электромонтажных и пусконаладочных работ, электрофизических измерений и испытаний;

4) по результатам окончания монтажа обратиться в филиал ГУ «Госэнергогазнадзор» для получения акта осмотра электроустановок с заключением о возможности их ввода в эксплуатацию;

5) предоставить в филиал «Энергосбыт» РУП «Минскэнерго» помимо вышеперечисленных документов:

В целях стимулирования спроса на электромобили, развития производства электромобилей в Республике Беларусь и создания зарядной инфраструктуры Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с 01.05.2018 введён специальный тариф «Электрическая энергия, используемая станциями электрозарядными стационарными, предназначенными для зарядки электромобилей». Указанный тариф может быть как одноставочным, так и дифференцированным по временным периодам суток.

На сегодняшний момент его величина составляет:

1) одноставочный тариф – 0,16816 рублей за 1 кВт∙ч;

2) дифференцированный по временным периодам:

Условием для применения этого тарифа является стационарность оборудования, предназначенного для зарядки. К стационарно установленному оборудованию относится не имеющее катков для передвижения электрооборудование весом более 18 кг, а также стационарно закреплённое электрооборудование независимо от веса и наличия катков.


опубликовано: 10.08.20